Все чаще и чаще я вижу огромное количество раздражения у родителей школьников в адрес школьной программы, качества преподавания, системы оценок и самих учителей. И в подобной ситуации внутреннего недовольства или уже перешедшего во внешнее, предлагаю рассмотреть все корни проблемы, с которых все началось, но которые не видны, ибо они тщательно скрыты.

Итак, рассмотрим ситуацию проблем в школе с трех сторон: со стороны учителя, родителя и самого ребенка.

Учитель

Человек работает в ГОС учреждении, где бумажной работы больше, чем работы с детьми. Проверки и отчеты всегда случаются «уже вчера» и времени справиться в срок обычно уже нет. Бесконечные стопки тетрадей, пед. советы, отсутствие удобных пособий для работы. Постоянная гонка за «лучшего учителя». И не гнаться нельзя, так как это «добровольное мероприятие» настолько добровольное, что те, кто не участвовал и не гнался, на премию могут не рассчитывать. Давление со стороны руководства и родителей школьников, которые бесконечно требуют, обязывают и поучают как надо и что учитель должен. Руководство школы не всегда опирается только на правила и законы комитета по образованию, которым надо следовать и выполнять. Много бумажной работы школа придумывает по своей инициативе – хочешь, не хочешь, а будь любезен выполнять, дорогой учитель. Еще и родители, опираясь исключительно на свои представления о правильности, требуют особого отношения к их детям, и образовательная программа им не указ, как и все директивы МИН ОБР России. Нахождение среди детей в течение длительного времени быстро истощает психику, и начинают сдавать нервы (попробуйте просто постоять посреди коридора на одной из перемен от начала до конца, пару-тройку сердечных приступов я вам обещаю!).

Вы можете сказать, что это был ИХ собственный выбор, и за уши их в учителя никто не тянул. Да, с одной стороны это так – никто не тянул считанные единицы от общего количества. А вот остальные учителя подверглись вполне серьезному давлению. И вот тут себя во всей красе проявляет параллельная реальность – влияние системы, рода, страны на умы родителей и детей, ставших учителями. В этой параллельной реальности живут страх, беспомощность, бесперспективность, неудовлетворенность и огромный по мощности уничтожитель самооценки. Как так? А давайте посмотрим, какие бывают учителя и что их заставляет ими становиться:

«Учитель от бога»

учитель от бога

Лишь малый процент студентов педагогических вузов становятся учителями из личного желания нести свет знаний, любви к детям или влюбленности в первую учительницу и желания стать как она. Главное, что мотив истинный и прозрачный. Такие учителя слушают, слышат, рассказывают и относятся к детям так, что за год у них эмоционально выравнивается весь класс. Эмоционально не готовые к школе дети за три года общения с таким учителем начинают слышать, слушать, делать уроки самостоятельно и вполне справляются с переходом в среднюю школу без особого спада в успеваемости (Если конечно им в этом не мешают родители, но об этом позже).

«Продолжатель семейной традиции»

продолжатель семейной традиции
Дальше у нас в списке те, кого с детства растили стать продолжателем семейной традиции, хочешь – не хочешь, а должен продолжить. И будь любезен этого еще и хотеть. Напрягись, но захоти.

Сюда же относятся те, кому в юности «зарезали» их желание стать кем-то из-за страха, что «не поступит» или «не потянет». «Какой из тебя адвокат? ТЫ что??? Да и денег у нас таких нет! А в пед. училище у мамы одноклассники в приемной комиссии. Не дури и иди туда!!!» Из-за такого «добровольного» выбора профессии в душе живет огромное чувство злости и ненависти. К кому? А ко всему или ко всем, кто радуется и имеет право выбора, т.е. ко всем окружающим. Тут включается бессознательный режим уничтожения любого веселого, задорного, довольного собой ребенка. Это единственный безопасный для сливания злости объект. Проявляется это в мелких придирках, постоянных сменах правил, тройках, которые ставятся из настроения, а не объективно за ошибки. Детей ставят в свою собственную ситуацию – «Вам никогда не стать счастливыми, я не позволю»! С таким учителем, при виде очередной тетради красной от придирок к чистоте правописания, у родителей от раздражения взрывается мозг, отрастают когти и появляется желания растерзать учителя. Но все это отягощено беспомощностью – терзать нельзя – ребенку же и дальше учится у данного преподавателя. И родители пробуют «улучшить ребенка» посредством домашней муштры (как минимум, про максимум в следующей главе).

Общая картина понятна. Но сразу же встает вопрос – ну понять то мы поняли, а что с этим делать? Хороший вопрос, правильный. И ответ последует: вы можете усыновить учителя и компенсировать все его потери? – Нет! Тогда пришло время глубоко дышать, так как придется признать очевидную истину – вы беспомощны, и у вашего ребенка именно такая вот нелепая реальность. И единственное, что вам остается в этой ситуации – жалеть и поддерживать ребенка, которого весь день тыкали в его неуспешность и неидеальность. Как это делать я напишу позже в разделе про сторону ребенка в конфликте. А сейчас двинемся дальше.

«Добренькие учителя»

Добренький учитель
Давайте поглядим на следующий набор учителей: это люди, отягощенные страхами, что если они останутся без работы, то они пропадут. Для таких людей мир опасен, везде их ожидают подвохи и ловушки. Структура гос. учреждения позволяет им чувствовать себя более защищенными, но им все равно страшно. Они боятся, что может что-то случиться и их выгонят с работы. Такие учителя склонны потакать и прогибаться под детей, их редко слушают, но страшно любят, так как они ничего не заставляют делать, помогают натягивать ответы и все у них учатся на «хорошо» и «отлично». Однако знаний у такого учителя ребенок не получит. К сожалению, родители узнают про подобное обучение уже только под конец третьей четверти или даже в момент прихода нового учителя на место предыдущего. И сигналами к этому будут штабеля двоек. Что делать? Снова хочется менять мир и поднимать родителей одноклассников на «революцию» в школе для смены учителя? Тут же родителю не страшно, все равно такой учитель не обидит, если останется. Да, несомненно «революция» это шанс. Но и репетитор по заваленному предмету – тоже шанс. Можно самой маме сесть учить ребенка – и это тоже шанс, но злость всколыхнется, и тогда обязательно будет «революция» или измученный ребенок.

«Диктатор и садист»

Диктатор и садист
Рассмотрим следующий вид учителя: учитель-диктатор и учитель-садист. Это человек, который удовлетворяет свою самооценку за счет принижения, унижения или жесткого контроля зависимых от него детей и родителей. Такие люди есть везде: в медицине, в армии. Но самое концентрированное скопление – это наше российское образование всех уровней, начиная детским садом и школой и заканчивая высшим учебным заведением. В реальности такой человек весьма несчастен в личной жизни или в родительской семье. Таких учителей не любят и их боятся. К ним страшно подойти. И родители часто, чтобы избежать конфликта с подобным учителем, радостно берут на себя его функцию и учат уроки с ребенком от корки до корки. А тех детей и родителей, кто не справляется, просто уничтожат и доведут до перехода в другую школу.

Да с подобных учителей стоило бы еще и денег взять за право в школу входить, но им платят зарплату и всячески выдвигают на доски почета, так как дисциплина в классе идеальная и успеваемость выше среднего. Что, не хотите такого учителя? И никто не хочет. Но они есть, и их много. Что делать, как поддержать ребенка при таком учителе? Об этом я расскажу позже. Но встает другой вопрос – а как самому родителю быть? Как самому справится со своим страхом и унижением при встрече с таким учителем? Можете перескочить и читать часть про родителей.

«Учитель от безысходности»

Учитель от безысходности
Однако основная масса учителей – это люди, которые пошли учиться, чтобы получить такое необходимое в российском обществе «высшее образование». Зачем? Чтобы родителям за детей стыдно перед людьми не было. И они его получили, а что дальше? Одни пошли работать в школу, например, из-за собственных детей, да так в ней и остались. Другие пошли в школу от безысходности – кому я такая нужна, кто меня такую на работу возьмет? А тут хоть какие-то деньги заработать, да и отпуск большой. Третьи привыкли в родительской семье к мысли, что мечтать вредно и работать надо тяжело, вот и следуют установкам.

Подобные учителя имеют запал интереса и активности вначале учебного процесса, их сил хватает на предшкольные педсоветы и разговоры с родителями будущих школьников ну и, возможно, еще на первую четверть. И вначале и дети, и родители в восторге. А потом уроки становятся все более и более скучными, учитель, постепенно сдуваясь, переводит класс на рутинный вариант обучения, где нет места интересу и радости от процесса. Такие учителя отвращают детей от процесса обучения, демонстрируя на своем примере, что толку от данного предмета нет, и не будет. И, соответственно, бессмысленно вникать в суть предмета, главное зазубрить ответы для теста.

«Учитель — вымогатель»

Учитель - вымогатель
Ну и, наконец, учителя, которые получили не просто образование, а инструмент по зарабатыванию денег. Школа для них способ набрать клиентов. И они или заставляют ребенка и родителя поверить, что без репетитора, в их лице, конечно же, ну никак не справиться или они действительно настолько хороши, что к ним идут дети со всего района просить помощи, но обычно это уже рассмотренные «учителя от Бога».

Подсадка на репетиторство происходит через методичное и прицельное сливание в двойки детей безропотных и более-менее состоятельных родителей. Которые не пойдут жаловаться директору, а в силу своих страхов и тревог, послушают учителя и радостно примут его «помощь за 50 долларов урок» или пойдут к рекомендованному учителю параллельного класса. Который, в свою очередь, направит кого-то из своих «дойных коров» к вашему тоже на репетиторство. И самое-то главное, ребенок будет справляться только при наличии репетитора, без такового будет снова скатываться на двойки. Единожды подсадив семью на «помощь», свою или коллеги по цеху, такие учителя не позволят вам и вашему ребенку учиться самостоятельно. Это не касается независимых репетиторов, которые никак не связаны с школьным учителем.

Как мы видим из вышесказанного, у каждого учителя есть подсознательный или вполне сознательный мотив вести себя тем или иным способом, эти мотивы усиливаются небольшой зарплатой и быстрым эмоциональным выгоранием. Они беспомощны перед своей жизнью и не в состоянии что-то сделать для себя и своей жизни. Давящее ощущение упущенных возможностей, потерянного времени и серой бесперспективной реальности проявляется ежедневно при подходе к школе. У них нет сил смотреть на детей внимательно, и относится к каждому с индивидуальным подходом. Низкая зарплата не только не компенсирует усталость и выгорание, а скорее становится оправданием за огромное количество недоделок и ошибок или права на «вынужденное репетиторство» – «я за копейки тут работаю, что вы еще от меня хотите!» И пробовать их менять со стороны, воевать, пытаться договориться – стоит, но шанс получить желаемое отношение к ребенку крайне мал.

И что тут можно порекомендовать самим специалистам? В терапию, на расстановки, в отпуск лежать на пляже звездочкой (копить на него весь год хоть по чуть-чуть). И результатом успешной помощи себе будет избавление от неподъемной тяжести внутренней беспомощности, приниженности, страха и низкой самооценки, так же это гарантирует переход в разряд «учитель от Бога», и, как следствие, поток желающих вас в репетиторы. В истинные репетиторы, а не вымогатели. Так же появятся силы и возможности сменить поле деятельности на более доходное и приносящее удовольствие.