Психология в игрушках: инициатива и игрушка-пердушка

Инициатива! Талант! Самовыражение! Активность! Желанные качества для многих людей.

«Мой ребенок вообще не проявляет инициативы, он ведомый, он пассивный!»  С таким запросом обращаются родители детей младшего и среднего школьного возраста. А у родителей подростков эта проблема звучит уже более масштабно и панически.

А в развитии ребенка есть время, когда психика довольно бодро пробует прокачать инициативу и активность. Но обычно родителям крайне тяжело выдерживать ребенка в моменты таких прокачек. Активность и самовыражение они запрещают и всячески сопротивляются этому процессу у ребенка.

«Как так-то» спросите вы?

А все дело в том, что процесс базового самовыражения и формирования инициативы проходит так, что никто и догадаться не может, что это именно процесс, а не плохое, а то и безобразное поведение ребенка.

Детская психика начинает инициативничать примерно с года, пик инициативы приходится на полтора- два года. Как это выглядит? А очень просто и крайне интересно, но исключительно для ребенка, и страшно для родителей. Ребенок вдруг начинает наводить вокруг себя беспорядок: разбрасывает вещи, выкидывает с полок белье, мусор из помойного ведра, рвет книжки, папины важные документы, разукрашивает красками мамины новые замшевые сапоги. Дом превращается в дурдом. И все это сопровождается громкими писками, криками, звуками. А что, стучать мамиными духами по стеклянному столику весело, а еще весело и крайне желанно скрипеть дверью и радоваться тому как хлопает крышка унитаза. Мир в этот момент у ребенка прекрасен и удивителен. А психика довольна и активно тренирует инициативу в виде поиска все новых и новых вариантов самовыражения.

И как тут быть? И разрешить все это невозможно, но и убивать инициативу ребенка запретами тоже не хочется. На помощь придут «волшебные фразы» и правильные игрушки!

Мы начинаем учить психику самовыражаться социально- приемлемым образом. Ребенку важно звучать? Значит появится барабан и дудка, возможность топать и хлопать, петь в голос и бросать камушки в звонкое ведро на даче. Игрушка-пердушка, резиновые игрушки с пищалками и трещотки – самые важные игрушки в этот момент. Хочет рвать, дайте газету или старые бумаги. И тут многие начнут возмущаться на тему, что и так было тяжело, а с барабаном будет вообще ад!  И тут я открою одну тайну: психика еще не знает, что маму расстраивает, а что радует. И инициативно ищет способы маме понравится. И тут хочу заметить, что если ребенок не сможет получить разрешенный способ самовыражения, то будет искать любой, который позволит получать внимание и острую эмоциональную реакцию. В 3 года это отказ есть приборами и острые истерики в магазинах, в 4-5 лет неудобное поведение в детском саду, на которое воспитатели будут жаловаться ежедневно, в 6-7 лет дурашливое поведение и т.п., а в подростковости хорошо если барабаны, но чаще это рисунки на стенках в парадных, мат и курение.

Так что добавляем чуть правильных игрушек и фраз. И ребенок довольно легко начинает самовыражаться в тех областях, которые вызывают у мамы явное одобрение.

Я рекомендую потихоньку переводить внимание ребенка с «плохих» решений на одобряемые. Например: «солнышко, я вижу тебе хочется громко стучать мамиными духами по столу, не могу разрешить это делать, но вот тебе барабан, сейчас выйдем на улицу и ты сможешь настучаться там так громко, как тебе захочется!» Мы не одобряем трогать папины документы, но предлагаем рвать газету и радуемся тому, что он нас послушался. Те основная наша задача не запретить проявления, а направить их в разрешенное русло. Пачкать можно себя в ванной и потом помыться, дудеть в дудку на улице, разбрасывать шарики и кегли, а не белье и мусор. И самое важное, помните, что такой этап ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ в развитии психики, но только если родители помогают одобрением и правильными игрушками. Запретите или откажетесь сопровождать процесс, и он растянется, а вам придется всю жизнь воевать за хорошее поведение. А так же стыд за ребенка станет вашим постоянным спутником. Разрешите барабан, дудку, бумагу и громкую песню, посмеетесь вместе над игрушкой-пердушкой, пошалите с красками, побросаете вместе снежки из скомканной бумаги, а ребенок получит достаточно одобрения своей инициативой и активностью, то в вашу жизнь довольно быстро снова войдет спокойствие и послушание!


Спасибо, что делитесь статьей со своими друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *